Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья

Прохоров Иван Иванович

Ермагамбетова Шынар Ерденовна

Прохоров Иван Иванович,

участник Великой Отечественной войны

Родился 2 февраля 1923 года, п.Оренбургский  Тарановского района. 9 января 1943 года был призван в армию Кустанайским облвоенкоматом и направлен на шестимесячные курсы младших командиров в Чебаркуль. В июле 1943 года воевал на Курской дуге, 53 стр.корпус, 17 стр.дивизия, 48 Армия, Центральный фронт,479 отдельная моторазведрота. До конца войны служил в дивизионной разведке командиром отделения на Центральном, I и II Белорусском, III Белорусском фронтах. Освобождал: Брянск, Орел, Бобруйск, Восточную Пруссию. Победу встретил  в Кенигсберге. 20 марта 1947 года уволен в запас.

Награды: орден Красной Звезды, два ордена Отечественной войны I и II степени, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Кенигсберга», «За трудовую доблесть», юбилейные медали. Работал механизатором совхоза «Рассвет» Тарановского района.

«Олар Жеңіспен оралды! Они вернулись с Победой! Лисаковск, Алтынсаринский и Наурзумский районы». Костанай, 2010, с.107.

Из воспоминаний И.И.Прохорова:

«Восемнадцатилетний Иван Прохоров в воскресный день 22 июня 1941 года был на сенокосе. С бригадой мужчин из поселка Оренбургское Тарановского района он занимался самым что ни на есть мирным трудом. Неладное почувствовали, едва завидев, как по степной дороге в их сторону мчится во весь опор верховой. От него и услышали страшное слово «война».

К 14 часам сельчан собрали на митинг. Мобилизовали всех боеспособных мужчин. За штурвалы тракторов встали вчерашние школьники. Некогда им было оканчивать специальные курсы. На ходу учились у молодых механизаторов. Среди подростков был и Иван. Настолько ловко овладел он профессией тракториста, что весной сорок второго ему доверили проводить посевную. И он успешно справился с заданием. Урожай получили отменный, и снова Ивану дали отсрочку: война войной, а хлеб нужно убрать.

На фронт Иван попал в январе сорок третьего. Курская дуга. Армия Рокоссовского. Его зачислили в 479-ю отдельную разведроту. И сразу в бой. Мальчишки. Они и понятия не имели, что такое настоящая война. Не такой представлял ее и Иван. Молодые, едва услышав команду «Вперед!», они безоглядно выскакивали из окопов. Многих тут же косила вражеская пулеметная очередь. Вновь на ходу пришлось учиться у старших товарищей. Только теперь Иван осваивал военную науку. И впредь был осмотрительней.

После жестоких сражений их армия вышла к Днепру. Особенно запомнился Ивану день 4 января 1944 года. С вражеской стороны уже несколько дней было подозрительное затишье. Немцы явно что-то замышляли. Лыжный батальон, в котором воевал Иван, получил задание: разгромить вражеский штаб и добыть необходимые сведения.

В штаб немецкой дивизии их разведгруппа зашла с тыла. Удачно «сняли» часового, охранявшего офицерский блиндаж. Быстро скрутили худого, как жердь, унтера. Прихватили его планшетку с документами. Многих тогда ранили в завязавшейся перестрелке, в их числе оказался и Иван. Немецкая пуля вошла под правую лопатку. С тяжелым ранением проскитался он три месяца по госпиталям. Догнал своих уже на Сандомирском направлении. Там его ждала награда – орден Красной Звезды. Оказалось, с заданием они справились блестяще, и добытые ими сведения были очень важными

С боями дошел он до Польши. За успешно проведенную боевую операцию на реке Нарва получил орден Отечественной войны II степени. Было это в конце сорок четвертого. Их разведгруппа из семи человек получила задание взять «языка». Для этого им нужно было переправиться на оккупированный немцами остров, расположенный посреди Нарвы. Два дня разведчики вели наблюдение за островом: установили места охраняемых объектов, время смены караула, а послу ночью переправились туда на лодках. Не обошлось без перестрелки, но задание выполнили. Когда дрожащему от страха «языку» пытались сунуть в рот кляп, он, подняв руки, испуганно сказал: «Гитлер капут. Сталин гут!» Очень ему хотелось жить…

Довелось Ивану Ивановичу брать Кенигсберг. Крепко держали немцы оборону. Командиру дивизии дали в помощь две роты штрафников. И в том, что крепость была взята, немалая заслуга разведки. Не зря ее называли глаза и уши армии. За проявленную смекалку и отвагу вручили Ивану Ивановичу орден отечественной войны I-й степени.

Война для него закончилась в восточной Пруссии. Памятна ветерану ночь с восьмого на девятое мая, когда внезапно прекратилась всякая перестрелка и наступила такая непривычная тишина. В числе первых разведчики узнали о полной капитуляции врага.

Домой Иван Иванович возвратился только в 47-м. При боевых орденах и медалях – свидетелях ратных подвигов. С радостью вернулся он к мирному труду. Вновь сел на трактор. Обзавелся семьей, вырастил дочь и сына. Сейчас у ветерана четыре внука и два правнука. Ныне проживает он с супругой в Лисаковске. К его боевым прибавились награды за труд. Но, как пояснил сам Иван Иванович, среди всех наград есть одна… немецкая. Это пуля, которую он получил тогда в январе сорок четвертого. Она до сих пор находится в теле ветерана, только с годами вышла в предплечье. И мне довелось ее потрогать…»

Газета «Лисаковская новь» №13(3378) 31.03.2005г.

Прокрутить вверх