Раисов Кенжегали,
участник Великой Отечественной войны
Родился 15 апреля 1925 года в ауле Коржынкуль Урицкого района. В ноябре 1942 года добровольно пошел служить в Красную Армию. Кустанайский облвоенкоматом был направлен в г.Троицк, в школу младших авиаспециалистов (воздушный стрелок). Весной 1943 года в городе Куйбышеве, где формировался 949 штурмовой авиаполк, на авиационном заводе получили самолеты. В составе этого полка прошел всю войну. Был направлен на Калининский фронт, участвовал в операции «Багратион», освобождал г.Витебск. В составе I Прибалтийского фронта освобождал Эстонию, Латвию. Литву, участвовал в боях за Кенигсберг; имеет 138 боевых вылетов. Демобилизовался 7 декабря 1950 года.
Награды: орден Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, два ордена Отечественной войны II степени, орден Красной звезды, медали «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», трудовые, юбилейные. В 1961 году окончил курсы руководящих кадров в г.Ташкенте. Основная профессия – агроном, стаж работы после службы в армии 34 года.
«Олар Жеңіспен оралды! Они вернулись с Победой! Лисаковск, Алтынсаринский и Наурзумский районы».Костанай, 2010, с.108.
Из воспоминаний К. Раисова:
«… И с каждым годом, с каждым днем участников Великой Отечественной становится все меньше. О себе дают знать полученные ранения и испытания, выпавшие им в те годы.
Немало их и у Кинжегали Раисова. Молодого парнишку призвали в 1942-ом, когда ему было всего семнадцать лет. Учился он в Троицкой школе младших авиаспециалистов на воздушного стрелка. 949-ый штурмовой авиационный полк, ветераном которого является Кинжегали Раисов, долго на месте не стоял. Отправили его на Калининградский фронт. Впереди был Центральный Московский фронт. Конечный пункт – Витебск (Белоруссия). Вылеты, перестрелки…
Весной 1944 года освобождены Эстония, Латвия и Литва.
Последним местом военных действий Кинжегали Раисова стал третий Белорусский фронт. От фронта к фронту, которые шли один за другим, сил у молодых ребят становилось все меньше, но желание дойти до победного окончания войны преодолевало усталость и боль от полученных ранений.
Кинжегали – контужен, дважды был сбит, но ему повезло, он дотягивал до аэродрома, и после лечения и ремонта родного «ИЛ-2», снова рвался в бой. На его счету 138 боевых вылетов, каждый из которых чем-то запоминается.
К примеру, один из них был в октябре 1944 года. «Мы потопили судно, где было около, где было около десяти тысяч живой силы противника плюс обслуживающий персонал», – рассказывает Кинжегали Раисов. Наш воздушный танк, как называли «ИЛ-2», не подвел».
Или, к примеру, перед взятием Кенигсберга сменился командующий. На смену генералу армии Черняховскому, погибшему при освобождении Пруссии, Сталин прислал Василевского.
«Орлы, вам большая честь – первыми быть в крепости», – с этих слов начал свою речь Василевский. А в ответ бравое: «Не подведем!» на четвертый день крепость была взята.
Все годы войны воздушный стрелок прошел вместе со своим другом – Каримжаном Канафиным. Товарищ и настоящий помощник в любом деле. Часто они сидят и вспоминают те трудные сороковые. Одна боевая техника, одни войска.
Кинжегали Раисов награжден орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами великой отечественной Войны I степени, одним – I I-ой и орденом Красной Звезды. А так же медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга». Они и другие заслуженно приколоты и хранятся на пиджаке стрелка.
Кинжегали Раисов приехал в Лисаковск из Белинского семь лет назад. Одиннадцать лет как нет с ним супруги Надежды Абакановны. Но есть трое сыновей и три дочери, а еще и шесть внучат. С заботой о ветеране все в порядке».
Газета «Лисаковская новь» №19 (3226) 09.05.2002г
«Солдат Великой Отечественной мы начинаем считать по пальцам. Как мало их осталось! И наш долг, долг потомков – рассказать о том подвиге, который они совершали на фронтах тяжелейшей войны. Я очень хорошо знаю одного из участников войны – Кенжигали Раисова.
Кенжигали родился и вырос в ауле Куржункуль (колхоз имени Сталина) Тарановского района. Семилетку окончил в родном ауле. В октябре 1942 года добровольцем ушел в Красную Армию, попал в пятую команду. Это была особая летняя команда. Направили Кенжигали Раисова в г.Троицк, в летнюю часть, которая готовила стрелков-радистов для штурмовой авиации. Затем троицких выпускников ждал Куйбышевский авиационный завод, выпускавший боевые самолеты ИЛ-2. Эти самолеты фашисты называли «черной смертью».
В Куйбышеве формировались экипажи самолетов: пилот и стрелок-радист. Кенжигали достался самолет под номером 21. Пилотом на этот Ил-2 был назначен молодой Владимир Вотченков, не имевший еще боевого опыта. С Владимиром Кенжигали совершил первые полеты, обстрелял свой пулемет. Самолет №21 остался на заводском аэродроме, а экипаж поездом отправлен на Калининградский фронт, куда вскоре пригнали и Ил-2.
В Калинине был сформирован 949 штурмовой авиационный полк. Приняли присягу. Первое время экипаж занимался облетом штурмовика. А первый боевой вылет – на станцию Андреаполь Калининской области. Отбомбились без потерь. Но все-таки «привезли» на самолете дыры от осколков вражеских зенитных снарядов.
Затем были бои в Прибалтике. Под Клайпедой советские войска окружили крупную фашисткую группировку – 30 дивизий. Но взять город штурмом не удалось. Подтягивались резервы. По данным советской разведки, из Германии на помощь осажденной Клайдепе отправлен крупный транспорт, на борту которого – 10 тысяч эсэсовцев с полным комплектом вооружения, цистерны с горючим… Советское командование принимает решение – разбомбить. Но из-за сильного зенитного вооружения бомбардировщики решено не посылать. Задание должны выполнить штурмовики. Выделено шесть илов. В эту шестерку попадает и экипаж №21.
Вспоминает Раисов: Наш Ил-2 и вся группа имели на вооружении по восемь реактивных снарядов, по две торпеды, по пятьдесят килограммовых бомб, по две пушки. Встретили фашисткий транспорт в море, зашли со стороны солнца. Шесть илов на бреющем полете ударили ракетами, сбросили двенадцать торпед, высыпали на палубу несколько сот мелких бомб. Транспорт стал тонуть. Задание мы выполнили. Прилетели еще два наших истребителя – проверить нашу работу. За это задание мой летчик был награжден орденом Красного Знамени, я – орденом отечественной войны I степени. 949 штурмовой полк принимал участие в штурме Кенигсберга. Штурм Кенигсберга – одна из самых ярких страниц в летописи Великой Отечественной войны. Ведь это был не просто город, а город-крепость.
«Утром 5 апреля 1945 года меня и моего летчика срочно вызвали в штаб полка, – рассказывает Раисов. – Нас встретил незнакомый человек в военной форме без знаков различия. Это был представитель штаба фронта. «Орлы, проходите, есть важное задание, – сказал он. – Надо сбросить в центр города пакет с ультиматумом о добровольной сдаче Кенигсберга. Трижды наши самолеты не возвращались с этого задания. Вручаем пакет нашему экипажу. О выполнении доложите лично мне. В 4 часа дня наш Ил-2 взял направление к центру Кенигсберга. Пакет надо было сбросить на вражеский аэродром. Летели низко, почти над крышами домов. Аэродром был забит фашистскими истребителями, стоявшими без горючего. Но пакет о капитуляции мы сбросили и благополучно вернулись. Правитель штаба фронта нас обнял, расцеловал и тут же вручил нам по ордену Красного Знамени. Командир полка сказал: «передайте их самолет другому экипажу, а для этих орлов война закончилась сегодня».
Так что войну Кенжигали Раисов закончил досрочно. Но из рядов советской армии был демобилизован лишь в октябре 1950 года. За период военных действий Раисов совершил 138 боевых вылетов. Экипаж самолета №21 уничтожил десятки фашистских танков и автомашин. С живой силой противника. Однажды был подбит и Ил-2, но дотянул до своего аэродрома. За свои заслуги Кенжигали Раисов был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной Войны I и II степени, Красной Звезды, медалью «За боевую доблесть».
Статья «Стрелок-радист с «черной смерти», газета «Лисаковская новь»№18 (3383) 05.05.2005 г.