Карпова (Лычагина) Мария Ивановна
(1922 – 2005 гг.), участница Великой Отечественной войны
Родилась 1 сентября в п. Бородиновке Варненского района, Челябинской области. В 1935 году вместе с родителями переехала на станцию Карталы. После окончания 8 классов работала в райисполкоме кассиром-счетоводом. В 1942 году по направлению райкома комсомола работает в НКВД. Несколько раз Мария Лычагина подавала рапорт об уходе на фронт добровольцем, но ей отказывали. Только в 1942 году она была призвана в Советскую Армию. В Саратове она попадает в зенитно-артиллерийский полк № 1860, 5 дивизион, 9 батарею. Мария Лычагина проходит школу молодого бойца на военном аэродроме, изучает немецкие самолеты, рацию, зенитное орудие. В составе зенитного полка М.И.Лычагина освобождала города Киев, Ровно, Краков, прошла с боями Чехословакию, Польшу. Победу встретила в Бреславе. Домой М.И. Лычагина вернулась в августе 1945 года, в 1958 году приехала в г.Рудный, с 1969 г. – в г.Лисаковске. Работала в ЖКО Лисаковского ГОКа.
Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями Жукова, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», имеет грамоты Верховного командования, юбилейные награды.
Информация и документы были переданы Г.Т.Меньшиковой, представителем СОМа (Совета общественности 4 микрорайона) во время эстафеты Памяти, посвященной 60-летию Победы
Из воспоминаний М.И.Карповой:
«Война началась для меня в 19 лет. 22 июня я с девчонками была на Маевке в соседнем колхозе, а когда вернулись в Полтавку, ныне Карталы, почувствовали, что-то произошло. На вокзале много военных, женщины утирают слезы. И страшное известие – фашистская Германия напала на Советский Союз, бои уже идут, немецкие самолеты бомбят города и села. Решение идти на фронт появилось, как только пришла домой. Меня отговаривали, говорили: «Война – не женское дело». Но я рвалась на фронт многие подруги ушли добровольцами, а мои рапорты отклонялись. И в 1942 году принесли мне повестку. Два месяца меня и сотни таких же девятнадцатилетних девчат обучали на зенитчиц, затем отправили на фронт. До передовой было еще далеко, но мы почувствовали, что враг не останавливается, ни перед чем, когда наш эшелон остановился на станции Шепетовка. Фактически там ничего не было: ни станции, ни Шепетовки. Торчали обгорелые стены домов, печные трубы. Я хорошо помню, как 30 апреля 1943 года под городом Ровно наши девушки-зенитчицы получили первое боевое крещение. Всю ночь немцы бомбили Ровно, и мы отбивали атаки немецких самолетов.
Врезался в память случай, происшедший весной 1944 года в Польше, на реке Висла. Была весна, начался весенний паводок и вода, разрушая все на своем пути, снесла наши землянки, затопила зенитки. Наша батарея оказалась отрезанной от всех. Население полькой деревни помогало нам.
Всюду Красную Армию встречали по-разному, но было одно общее – румыны, поляки, чехи видели в нас друзей и освободителей от фашистского ига».
М. Карпова, комендант общежития №3 ЛГОКа
«Видели в нас друзей», газета «Лисаковская новь» №15 от 23 февраля 1977 г.