Традиции и обычаи казахского народа.
В коллекции Лисаковского музея представлены предметы казахского, киргизского, немецкого, русского, белорусского, украинского, татарского, башкирского, марийского, туркменского, таджикского, узбекского и хантыйского этносов.
Казахская национальная одежда – предмет материальной культуры казахов. В фондах музея хранятся элементы казахской национальной одежды. Одним из них является летняя девичья шапка – тақия (20-е годы ХХ века). Предмет поступил в музей в 1997 году, передала Ш. С. Саламатова. Тақия принадлежала ее матери. Первоначально вышивка с узором была сделана на камзол (женская жилетка), затем перешита на шапочку круглой формы. Тақия сшита из лоскутков бархата зеленого и бордового цветов. На бордовой ткани золотистыми нитками гладью вышиты казахские орнаменты зооморфных и растительных мотивов. К верхней части по диаметру пришита бахрома светло-зеленого цвета. В навершие шапки по центу сверху вставлены перья филина. Считалось, что девочки самые уязвимые, так как их социальный статус нестабилен. А раз уязвимы – нужна защита. Так на макушках детских, девичьих головных уборов появились ую-султанчики из перьев филина, служившие оберегом. По сей день можно часто услышать «Қызға үйден тыю» («Запрет девице в сорока домах»). Пословица появилась в результате беспокойства за будущее нации, так как именно женщины занимались воспитанием детей. Встреча с совой или филином считается хорошей приметой, она сулит удачу, успех в делах, а находка перьев говорит о счастливых предзнаменованиях, – так особо в старину отмечали кочевники этих птиц. Предки верили, что перья пернатых защитят его хозяина от сглаза, порчи и других нечистых сил. Поэтому перьями они украшали колыбель, шапочки детей, головные уборы девушек, домбру. Это действие степняки так и называли «Үкілеу», что в переводе на русский язык означает «Защититься совой». Тақию-девушки носили до самого замужества, уже на свадьбе существовал целый ритуал прощание с «тақией» – прощание с символом детства.