В 2008 году коллекция одежды Лисаковского музея пополнилась форменным женским платьем 1940-х годов.
Платье принадлежало лисаковской участнице Великой Отечественной войны Валентине Семеновне Мельниковой (Федоровой).
Родилась она в 1923 году в Башкирии. Валентине Семеновне довелось нести службу в отделении военной цензуры НКГБ Западного, III Белорусского, II Прибалтийского, Забайкальского фронтов. В военном билете первая запись появилась в ноябре 1942 года, а уволена в запас младший лейтенант секретарь-машинистка военной цензуры В. Мельникова была 1 марта 1947 года.
После гибели на фронте брата, девушка мечтала уйти воевать добровольцем, сбегала несколько раз, ее возвращали, потому что жалели мать, которая потеряла сына. Валентина написала письмо Сталину. Ее прошение не осталось без ответа, девушку вызвали в приемную к Берии, где объяснили, что воевать можно не только на передовой. Так Валентина Федорова стала военным цензором, проверяла в день до 400 писем, но доводилось ей участвовать и в военных операциях. Однажды ей было приказано находиться в машине с секретной документацией во время ночного боя и взорвать машину и себя в случае нападения врага. Об отличной службе говорят многочисленные награды: орден «Красная Звезда», медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», «За взятие Кенигсберга».
В 1980-е годы В. С. Мельникова приехала в г.Лисаковск. Кроме форменного платья, родственники передали в фонд Лисаковского музея награды и личные документы участницы войны.
С 1933 по 1946 годы цензурой в Советском Союзе занималось Управление уполномоченного Совета народных комиссаров СССР по охране военных и государственных тайн в печати.
В первые дни войны особо остро встал вопрос о сохранении государственной тайны, недопущении распространения через почтово-телеграфную связь разного рода антисоветских, пораженческих, провокационных и клеветнических сообщений, подрывающих обороноспособность и государственную безопасность страны.
Одним из самых «мягких» видов почтовой цензуры было вымарывание строчек, содержащих недопустимую для передачи, по мнению проверяющих, информацию. Зачеркивались нецензурные выражения, критика армейских порядков и любые отрицательные высказывания о положении в армии.
Интересно также и то, что в военные годы письма на фронт доходили порой быстрее, чем в наши дни. Это объяснялось тем, что нарком связи добился исключительных условий для доставки армейской почты. Как бы плотно ни была загружена железная дорога, почтовые эшелоны пропускались в первую очередь, а их остановки считались недопустимыми.